Культура и искусство
Оказание поддержки Музею карельского художника Кронида Гоголева
Фонд «Ренова» оказал благотворительную помощь уникальному Культурно-выставочному центру народного художника России Кронида Гоголева (город Сортавала Республики Карелия). В Музее, который расположен в старинном здании финской постройки, выставлены работы мастера — скульптурные рельефы из дерева и авторская коллекция живописи.
Культурно-выставочный центр находится под опекой Фонда имени Кронида Гоголева и ведет активную работу по художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей и взрослых.
Благотворительный фонд «Ренова» оказал поддержку в размере 500 000 рублей в целях сохранения, развития и популяризации культурного наследия Республики Карелия.
О художнике
Кронид Александрович Гоголев (www.artgogolev.ru)
13 июля 1926 – 10 апреля 2013
Кронид Александрович родился в 1926 году в селе Прутское Новгородской губернии в семье бывшего священника. В возрасте 16 лет попал на фронт, прошёл всю войну, в 1945 окончив ее в Восточной Германии, демобилизовался в 1950. Через три года поступил в Ленинградскую художественно-графическое педагогическое училище, по окончании которого уехал по приглашению в Карелию, сначала в посёлок Кестеньга, а потом, в 1961 году, — в город Сортавала. Одновременно с работой художником-оформителем, преподавателем, Гоголев заочно заканчивает художественно-графический факультет университета имени Герцена.
В Сортавала художник впервые обращается к дереву, которое вскоре становится главным материалом его творчества. Новый для своего времени, и в то же время, почти забытый народный вид искусства не сразу находит признание — в союз художников Карелии Гоголева принимают только в 1985 году.
В Сортавала художник впервые обращается к дереву, которое вскоре становится главным материалом его творчества. Сам художник в интервью говорит о своей работе: «Мне задали однажды вопрос: «А зачем ты работаешь? И я задумался, а действительно, зачем? Мои бесконечные занятия не только не приближали к какому-то определенному художнику, а наоборот, отодвигали все дальше, и этот разрыв становится все больше. И я понял, что непревзойденные художники, такие, как Серов, то есть уже полубоги, они недостижимы. Но через мое творчество я прихожу к пониманию этого искусства, как он держал карандаш, что есть эта линия, как она звучит. И счастье как раз в этом. Вот может быть даже деревом я занялся потому, что понял, что все, чем я раньше занимался - большего мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что я решил свои рисунки сделать в каком-то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрел какой-то смысл. И мне стало легче. Мне не на что стало больше оглядываться. Меня вдохновил сам процесс, что я занимаюсь физической работой…».
Работать с деревом художник начинал с небольших скульптурных фигур, мелкой пластики затем решил попробовать более сложный вариант – нанесения рельефа непосредственно на декоративные сосуды. И здесь получили свое развитие темы «Сортавала» и «Валаам». В начале художник создавал серии хлебниц, украшенных рельефными и ажурными орнаментами. Пластическое начало усиливается в серии фигурных декоративных сосудов. В каждом отдельном случае автор стремится добиться единства содержания и формы, то есть декор, как правило, у него выступает логичным, необходимым элементом конструкции той или иной вещи. Далее художник начал работать над скульптурными рельефами с элементами перспективного видового пейзажа, выполненного в технике многослойной глубокой резьбы. Эффекты глубины, перспективы, объемности в них достигаются за счет углубления рельефа в тех или иных местах, а также благодаря тонированию дерева морилкой. В качестве материала используется липа, так как она обладает качествами, нужными для резьбы. Древесина вязкая, хорошо держит грань, у нее нет слоистости, сильно выраженной у других пород. Некоторые работы выполнены из древесины новозеландского йелотонга (jelotong). Этот материал имеет более желтый оттенок и гораздо мягче липы.
Сюжеты рельефов, как правило, карело-финский эпос Калевала, русский фольклор, природа Валаама, быт и праздники простого русского народа в деревне. Все произведения художника можно условно разделить на четыре периода. О первом было сказано выше – это декоративные сосуды с нанесенной на них рельефной резьбой, мелкая пластика.
Второй этап – переход к работам, которые характеризуется большими деревянными панно с неглубоким рельефом. В качестве примера можно назвать такие произведения, как триптих «Валаам», «На берегу», «Витязь». Данный период относится к началу и середине 1980-х годов. В это время художник работает в основном на тему Валаама, так как он часто живет и работает там в течение летнего периода. Многочисленные пейзажные зарисовки и этюды послужили толчком к созданию рельефов на тему природы северного Приладожья.
Это в основном пейзажи, переведенные резцом в дерево. Некоторая статичность и неразработанность образов характеризует их не как самостоятельные произведения, а как работы для оформления интерьера; так как все предыдущие годы К. Гоголев занимался оформлением выставок, работал художником в местном театре, композиционно решал интерьеры общественных зданий, то работы невольно отражают первоначальное отношение автора к сделанным вещам. Они еще не самоценны, а лишь подчинены декоративно-прикладной функции украшения интерьеров.
После 1986 года художник оставил преподавательскую деятельность и, ведя подготовку к созданию выставочного зала, полностью посвящает его работе. После успеха выставки в московском архитектурном институте, где были представлены в основном деревянные работы, Гоголев понимает, что нашел для себя именно то направление, в котором надо работать. В 1989, году после открытия границы с Финляндией, художник начинает активно сотрудничать с финскими мастерами. И тут важно отметить новый период в его творчестве. Ряд событий в его жизни в данное время – поездки за границу, новые знакомства, особенно с такими известными мастерами по дереву, такими как Эва Рюннанен, Эркки Луостаринен, Ойва Кентта, несколько изменяют как и тематику его работ, так и стиль их исполнения. Кронид Гоголев в начале 1990-х годов активно участвовал в различных семинарах, посвященным работе с деревом, и преподавал резьбу на мастер-классах вместе со своими финскими коллегами. На данном этапе происходит взаимопроникновение двух культур, расширение кругозора. Тематика его работ в этот период тяготеет к сюжетам карело-финского эпоса «Калевала», истории Сортавала в его бытность финским городом. Сам рельеф становится многоплановым, глубоким. У финских же мастеров Гоголев заимствует сочную, бархатистую технику тонировки, которая позволяет достичь плавного перехода или наоборот, абсолютно не тонирует поверхность рельефа. К этому периоду относятся такие работы, как «Застолье в карельской избе», «У костра», «Напасть», и другие.
Отдавая должное знакомству с творчеством финских мастеров резьбы по дереву и признавая некоторое влияние их манеры на технику исполнения, художник отмечает то, что с возрастом возвращается к истокам, и, несмотря на воздействие финской культуры, память художника обращается к исконно русскому, впитанному с детства быту деревни, ещё той, которая смогла сохраниться до середины тридцатых годов в глубине России. И поэтому в последний период творчества художник словно возвращается в то время, используя в рельефах сюжеты, связанные с культурой повседневности русской деревни, такие как «Зимний праздник», «Деревенское гуляние», «У церкви», «Базар», «Вечеринка».
C 1988 года в городе Сортавала работает выставочный зал, где представлена постоянная экспозиция работ художника – ArtGogolev Center. Избранные работы Кронида Гоголева находятся в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Политехническом музее, Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, музее Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, в частных коллекциях Америки, Японии, Германии, Финляндии, Швеции. В частности, произведения художника имеются в личных коллекциях Владимира Путина, Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева, Анатолия Чубайса, и других известных российских политических деятелей.